(30 декабря 2015) Недавно в ГТРК «Алания» состоялась встреча руководителей телекомпании с членами Общественной палаты республики (см. «СО», 4 декабря, «Достояние республики: прошлое и будущее»). Целью визита общественников было знакомство с тем, как сохраняется богатейший кино-, видео-, аудиофонд Северной Осетии.
Выяснилось, что у этого уникального культурного наследия незавидная судьба. Утраченными могут оказаться и золотая коллекция шедевров игрового и документального кино, и видеозаписи телепередач нашего телевидения 80-х годов, и телесюжеты, снятые четверть века назад на 16-миллиметровую пленку, и много такого, что лежит мертвым грузом на кустарных стеллажах в неприспособленных для хранения условиях… Увиденное потрясло членов Общественной палаты настолько, что было решено разговор о судьбе североосетинского киноархива продолжить на пленарном заседании, обсудив прежде всего возможности его безграничного тиражирования в цифровом пространстве и выработав стратегию действий, которые позволят создать фонд национального культурного наследия на базе ГТРК «Алания». Выступление газеты вызвало большой читательский резонанс. В числе тех, кого разговор о судьбе архивных материалов не только задел за живое, но и настроил на ностальгический лад – и звукорежиссер студии телевидения Аслан КАЙТУКОВ. Воспоминания одного из признанных мастеров звукозаписи помогают понять, каким действительно бесценным даром обладают архивные сокровища, у истоков которых стояли люди-легенды, создававшие произведения-легенды.
– Я пришел на наше телевидение звукорежиссером в 1961 году. Техническое оснащение молодой, если не сказать, новорожденной, студии оставляло желать много лучшего. Сегодня просто невозможно представить, на какие ухищрения приходилось идти, чтобы обеспечить качественное вещание.
Ситуация изменилась с приходом нового председателя Гостелерадио Ахсарбека Татаркановича Агузарова. Случилось это в 1963 году. Он великолепно понимал суть дела, за которое решил взяться, хотя специального образования не имел. Хорошо помню, как он собрал весь технический персонал студии и сказал: «Прошу вас в кратчайшие сроки обеспечить стабильное телевизионное вещание. Не знаю, как это делается, я не технарь, вам и карты в руки, но что касается обязанностей председателя комитета, всем, от меня зависящим, обеспечу». Учиться приходилось на ходу, ведь отставали мы не только в плане технического оснащения, но и в творческом, и в организационном. Специальными профессиональными знаниями владели, можно сказать, единицы, а выходить в эфир с «полуфабрикатом» было недостойно звания телевизионщиков. Помню времена, когда в одном кабинете размещались по две редакции. Одним словом, надо было «наступать по всем фронтам». Что мы и делали. Одновременно с расширением полезной площади телестудии наращивалось техническое оснащение. Тех, кто хотел работать, посылали на стажировку в Москву, во Всесоюзный институт повышения квалификации работников радио и телевидения, откуда они возвращались хорошо подготовленными специалистами. И главное – было понимание важности этого дела, как сегодня говорят, «в высших эшелонах власти», как на уровне республики, так и на уровне государства. Студия наращивала обороты. Были созданы общественно-политическая, промышленная, сельскохозяйственная, молодежная, детско-юношеская, спортивная, музыкальная, литературно-драматическая редакции. Все программы шли в режиме «прямого эфира», которому предшествовали так называемые трактовые репетиции. Они длились по нескольку часов. Вообще, никто тогда не боялся перетрудиться, работали до глубокой ночи, зачастую без выходных. Однако Ахсарбек Татарканович на достигнутом не останавливался. Дело в том, что он мечтал, чтобы в Осетии было свое кино. Большое кино. И шел к этому настойчиво и целеустремленно. В лице первого секретаря Северо-Осетинского обкома КПСС Билара Емазаевича Кабалоева он нашел единомышленника. Стараниями первого лица в республику были привлечены люди, обладавшие большим потенциалом, как творческим, так и техническим. Работать с ними было творческой удачей. Кинооператор Мирон Темиряев окончил ВГИК, успел поработать на студии «Ленфильм»… одним словом, был профессионалом высокого уровня. Я хорошо помню фильм-концерт «Мелодии гор», который он снял с режиссером-постановщиком Юрием Мерденовым, это была наша первая сложная постановочная работа, которую высоко оценили в Москве. Но до нее был фильм «На пороге весны» о буднях нашего лесхоза. Во многом благодаря этому фильму, который также был снят Мироном Темиряевым, в Главном управлении телевидения и радиовещания приняли решение об организации в регионе Студии телевизионных фильмов. Предстояло определить местонахождение этой студии, причем срочно. Ведь она должна была стать базовой для всех республик Северного Кавказа, а кино хотели снимать все – и Кабарда, и Дагестан, и Чечено-Ингушетия… Поэтому и территориальное расположение студии, которая позже стала базовым кинокомплексом, могло быть самым разным. «Кандидатами» назывались Нальчик и Махачкала. Практически в столице любой из республик Северного Кавказа мог появиться этот кинокомплекс, тем более что Москве предпочтений не делали. Но у соседей не было человека, преданного кино так, как Ахсарбек Агузаров. Именно он добился организации Студии телевизионных фильмов в Северной Осетии. Случилось это в 1965 году. Тогда же меня пригласил на работу в качестве звукорежиссера кино Сулейман Хаджимуратович Есиев, которого утвердили на киностудии главным инженером. Хорошо помню свою первую картину – документальный фильм «Оборона Владикавказа», над которым мы работали с поэтом и журналистом Юрием Боциевым. Потом были художественные фильмы «В день праздника», «Ах, любовь!», «Сюрприз», «Сбереги башню», «Мужское самолюбие», «Крутизна», «Канатоходец», «Чегери», «Возвращение Урузмага», «Буйный Терек», «Волшебная папаха» и другие. Все эти ленты составляют сегодня сокровищницу осетинского кино. А «за кадром» остались встречи с интересными людьми, героями и прототипами фильмов, общение на съемочных площадках с такими профессионалами своего дела, как Игорь Притула, Измаил Бурнацев, Темина Туаева, Рафаэль Гаспарянц, Батрбек Дзбоев, Мурат Джусоев, Аким Салбиев. Много фильмов, документальных и музыкальных, мы сняли с Владимиром Вороковым из Кабардино-Балкарии, Ильясом Татаевым из Чечено-Ингушетии и Тимуром Султановым из Дагестана. Мне довелось поработать с прекрасными композиторами, которые писали музыку к нашим фильмам: Феликсом Алборовым, Ильей Габараевым, Ацамазом Макоевым, Микаэлом Таривердиевым, Владимиром Комаровым… Эти встречи переросли со временем в настоящую мужскую дружбу. Большинство игровых картин я сделал с режиссером-постановщиком Измаилом Бурнацевым. Наше знакомство состоялось в 1961 году, то есть значительно раньше встречи на съемочной площадке. Он был одним из тех, кто первым пришел на наше телевидение, и в то же время одним из немногих, кто имел за плечами хоть какой-то опыт, так как до этого работал на любительской телестудии. Его взяли в качестве кинооператора, потом Измаил поступил во ВГИК, окончил его и вернулся, чтобы снимать кино. Первым фильмом, который мы делали вместе, была комедия «Сюрприз» с Николаем Саламовым, Исаком Гогичевым, Коста Слановым, Константином Бираговым, Ахсаром Бекмурзовым, Зоей Дзбоевой и другими нашими актерами. Это, пожалуй, самая светлая и любимая мною киноработа. После выхода «Сюрприза» на экран к нам посыпались письма из всех концов страны, писали даже из мест лишения свободы, благодарили за доставленную радость. Потом были другие картины, как художественные, так и документальные, фильмы-концерты, телеспектакли…
Северо-Осетинская студия телевизионных фильмов наращивала мощности и вышла на третье место в стране по их производству, уступая лишь ТО «Экран» при ЦТ и «Лентелефильму». Наши фильмы регулярно шли в эфире Центрального телевидения, некоторые тиражировались для показа за пределами СССР. Так продолжалось вплоть до развала Союза, ну а что было потом – всем известно. Встали заводы, сельскохозяйственные предприятия, прекратилось финансирование самых важных отраслей, в том числе кино- и телепроизводства. Кино мы больше снимать не могли, не было денег. Более того, не на что было содержать студию, которая потихоньку превращалась в склад, а в кинопавильоне площадью в 800 кв. м, уникальном по своим возможностям, был устроен гараж. Людей стали увольнять, а ведь это были специалисты высокого класса, многие из которых посвятили кино всю свою жизнь! Фильмы, снятые в тот период, можно пересчитать по пальцам, и все они снимались не «благодаря», а «вопреки», практически ценой подвига. На студию приходили разные руководители, они все старались как-то переломить ситуацию, найти возможность если не возродить производство в полном объеме, то хотя бы сохранить то, что возможно. Были на этом пути какие-то подвижки, но о серьезных успехах, к сожалению, оставалось только мечтать. Шло время, поменялся статус нашей студии, она стала одним из филиалов ВГТРК. В 2010 году к нам пришел новый директор – Тимур Кусов. То есть на телевидение он пришел раньше, работал в информационном вещании, он ведь профессиональный журналист, потом возглавил дирекцию информационного вещания и уже после этого занял должность директора филиала. Он знал ситуацию изнутри и, видимо, хотел изменить к лучшему существующее положение вещей. Добился финансирования, благодаря которому за полтора года были полностью переоборудованы использовавшиеся не по назначению площади и организованы студийные мощности, отвечающие самым современным требованиям. Особенно пристальное внимание уделяется уникальным архивным материалам, которые за время работы студии скопились в огромном количестве. Для них выделено новое хранилище, куда они помещены, разобранные и пронумерованные. Но многие материалы, уникальные по своей сути, ждут очереди. Высказанная директором идея создания архивного кино-, видеофонда с возможностью высокотехнологичной оцифровки имеющегося материала мне кажется перспективной: это открывает перед телевизионщиками большие возможности. Хочется надеяться, что следующим шагом нашего энергичного руководителя станет воплощение давней мечты всех, кто имеет к производству фильмов прямое отношение – возрождение кино. Большого. Настоящего.
Источник: http://iratta.com