(2 декабря 2020) Во Владикавказе в художественном музее имени Махарбека Туганова открылась выставка, приуроченная к 155-летию со дня рождения основателя осетинской скульптурной школы Сосланбека Едзиева и посвященная празднованию 1100-летия крещения Алании.
На открытии выставки был презентован проект реставрации Дома-музея Едзиева в селении Карман-Синдзикау (являющийся филиалом Тугановского музея – ред.), включающий в себя создание творческого центра «Мост», который объединит Дом-музей скульптора Сосланбека Едзиева с домом скульптора Людмилы Караевой – члена-корреспондента Российской Академии Художеств, народного художника РСО-Алания.
На открытии выставки выступила директор музея им. М. Туганова Алла Джанаева и автор проекта «Мост», скульптор Людмила Караева.
Директор музея им. М. Туганова Алла Джанаева
Сосланбека Едзиева по праву можно назвать основателем осетинской школы пластики. Всемирно известные мастера — скульпторы Лазарь Гадаев, Владимир Соскиев и последующие поколения художников и скульпторов Осетии — конечно же, вдохновлялись творчеством Едзиева и были под его влиянием. Сосланбек Едзиев родился в высокогорном селении Ход и уже в детстве вырезал фигурки из дерева и обрабатывал камни под присмотром своего отца строителя. В начале прошлого века семья переселилась на плоскость в селение Карман-Синдзикау, где в 1910 году Едзиев построил дом, который является объектом культурного значения и уникальным памятником осетинского зодчества. Этот дом сохранился до настоящего времени и в 2000-м году правительством республики ему был присвоен статус филиала музея им. Туганова. Тогда же начались ремонтные работы, но случилось так, что работы были прерваны и в настоящее время дом находится в плачевном состоянии. Людмила Караева представит нам сегодня проект восстановления Дома Едзиева и создания на его базе творческого центра «Мост»
Член-корреспондент Российской Академии Художеств, народный художник РСО-Алания Людмила Караева
На этой выставке мы видим работу скульптора Алана Корнаева, посвященную Едзиеву, и это хороший пример того, что все наши художники в пластическом смысле пошли от Едзиева, который является базовой фигурой и создал осетинскую скульптурную школу, уже имеющую ярко выраженный пластический язык.
Сегодня мы видим, с какой скоростью развивается туризм и не хочется, чтобы гости, которые приезжают к нам в республику, смотрели на нас как на тех, кто только умеет делать вкусные пироги и имеет наследие в виде башен в горах. Нельзя ориентироваться только на прошлое, нам есть чем гордиться в настоящем.
Проект «Мост» включает в себя объединение двух пространств: моего дома и дома Едзиева. Десять лет назад я купила в селении Карман-Синдзикау, откуда родом мои родители, дом с большим участком и начала делать для себя творческую базу. Я хочу, чтобы туда приезжали, жили и работали художники, писатели, музыканты и любые творческие люди.
За судьбу дома Едзиева я болею уже давно. Был проект, который я представляла в различных государственных структурах еще десять лет назад, но у меня ничего не получилось. А несколько месяцев назад, когда мы с компанией художников были в очередной раз в доме Едзиева и стали думать, что можно сделать своими руками без участия правительства, то прогуливаясь от дома Едзиева вниз к реке, увидели, что он находится практически напротив моего дома на расстоянии меньше, чем пятьсот метров. Тогда у нас возникла идея объединить два этих пространства.
Конечно, можно просто восстановить Дом Едзиева, что очень важно, но если там не будет никакой жизни и никто не будет там работать и творить, то никакого смысла в этом нет, он все равно умрет. Идея объединить два этих пространства пешеходным мостом — это символ, который включает в себя и в буквальном физическом смысле объединение двух домов, и в образном – как символ объединения нашего наследия с сегодняшним днем. Это творческий центр, где смогут одновременно работать несколько художников, поддерживать связь с домом Едзиева, постоянно обмениваться энергией. Это то, чего, как я знаю, не хватает сегодня многим творческим людям в Осетии.
О значении Сосланбека Едзиева и трагедии с его наследием рассказал на своих страницах в социальных сетях куратор, менеджер социокультурных проектов Антон Вальковский
Сегодня в Художественном музее им. М. Туганова открылась юбилейная выставка Сосланбека Едзиева. Едзиев, будучи современником Нико Пиросмани, и не менее талантливым наивным художником, развивавшим свой стиль на основе народной традиции, к сожалению, не получил столь же широкого международного признания. Но он по-прежнему ключевая фигура, входящая наряду с Коста Хетагуровым и Махарбеком Тугановым в художественный канон и пантеон осетинского искусства. Именно он стал основателем осетинской школы скульптуры, а Осетия стала одной из немногих национальных республик Советского союза, в которой сложилась своя собственная локальная скульптурная школа, развивающая пластический язык С. Едзиева.
Несмотря на то, что некоторая часть наследия скульптора — его деревянные посохи, ритуальные чаши из дерева, а также малая скульптура из камня — была музеефицирована и помещена на хранение в Художественный музей им. М. Туганова, большая часть наследия художника — его каменные цырты (надгробные плиты), находящиеся на кладбищах и в местах захоронений, — постепенно и неумолимо разрушается под открытым небом. Особенно катастрофична ситуация в селении Карман-Синдзикау — месте, где располагается дом Едзиева, украшенный его рельефами (ныне — филиал Художественного музея им. М. Туганова). Цырты зарастают полутораметровыми кустами крапивы, дождь вымывает красочный слой расписанных Едзиевым надгробий, а там где красочный слой уже вымыт осадками, истончается поверхность рельефа, делая изображение уже почти полностью неразличимым. Часть цыртов также находится в наклонном заваленном состоянии, что ускоряет дальнейшее выгорание, вымывание и исчезновение изображений на плоскости камня.
Интеллигенция и профессиональное сообщество Северной Осетии многие годы бьют тревогу о сохранности объектов. К сожалению, эта деятельность не может быть начата по ряду существенных причин: как наследники захороненных на кладбище, так и местные жители либо не воспринимают цырты как часть наследия, которое необходимо сохранить, либо запрещают перенос и консервацию цыртов из-за народной традиции запрета выносить любые объекты с кладбищ. Перенос надгробий воспринимается как осквернение захоронений.
Как говорят местные: «Пусть они лучше сгниют здесь, чем мы позволим перенести их с кладбищ».
Еще одна печаль — это рельефы, созданные Едзиевым на стене дома в Алагире. Современный хозяин хочет продать их, а если никто не выкупит — уничтожить.
Если не предпринять никаких попыток по презервации и консервации объектов, в течение следующих 40-50 лет наследие Едзиева будет полностью разрушено и уничтожено. Произведения художника, таким образом, обладают ограниченным «сроком годности», а мы можем начать «обратный отсчет» их существования.
Также Антон Вальковский рассказал о доме Людмилы Караевой
Напротив Дома Едзиева, в котором, кстати, до сих пор живет его внук Анатолий, расположилось другое чудо села Карман-Синдзикау — мастерская Людмилы Караевой. Будь моя воля, я бы наделил Людмилу статусом живого культурного наследия Осетии. Людмила очень много и долго работает над сохранением наследия Едзиева, мечтая о реконструкции его дома. А еще она мечтает о мосте, который соединил бы ее дом и дом Едзиева через речку. Место, где она живет — это само волшебство: он наполнен диковинными артефактами, за каждым из которых скрываются многочисленные истории. Например, когда Людмила была маленькая, в доме их бабушки на втором этаже была темная комната, из которой по ночам постоянно доносился шорох. Оказывается, там обитали шелкопряды, из которых бабушка потом делала невероятной красоты шали. Одну из них можно увидеть в «экспозиции». Артефакты так детально и идеально подобраны по материалу и цвету, что дом, честно говоря, больше похож на галерею или кунсткамеру.
Еще одна экспозиция — работы самой Людмилы — расположилась в специально отведенном для этого выставочном пространстве. А вот во дворе — «выставка» предметов народного быта. Я, кстати, не думаю, что это прям выставка: просто все, к чему прикасается Людмила, что она расставляет на полках и подвешивает, автоматически превращается в выставку. А еще там ну совершенно чудесный сад, и даже целый лабиринт.
Мне посчастливилось побывать у Людмилы и я желаю ей успехов в продвижении проекта «Мост» — это замечательная идея.