(6 января 2021) Член союзов художников Южной Осетии и России работает в небольшой мастерской в Цхинвале. Там же живет вместе с супругой. Тем не менее, он достиг цели своей жизни — заниматься любимым делом.
О своей жизни и непростом творческом пути он рассказал корреспонденту Sputnik
Рудольф Бигулаев в первых классах школы решил стать учителем физкультуры, однако его художественная натура и судьба распорядились иначе — сегодня он заслуженный художник Южной Осетии, чьи работы видели ценители изобразительного искусства во многих странах мира.
А началось все с обычного школьного кружка рисования. Его первыми «работами» стали затейливые рисунки в личных дневниках одноклассниц, с улыбкой вспоминает мастер.
Юный художник часто ходил с соседскими ребятами на этюды, рисовал натюрморты.
«Впервые на этюдах я написал куст. Мне тогда сказали, что мой рисунок не хуже «Куста» Ван Гога, мне было очень приятно», — вспоминает он.
Заметив его интерес к рисованию, друг Рудольфа — студент художественного училища — купил мальчику краски.
«Купил он мне их за 2 рубля 50 копеек. Я запомнил цену, потому что родители были против такого дорогого презента, и просили вернуть его, но Виталий отказался принять обратно подарок. Кисти же мне дал мой учитель рисования», — вспоминает Бигулаев.
В старших классах он решил пойти учиться в художественное училище, потому что в будущем видел себя только художником.
«К этому времени я уже ездил на выставки. Часто посещал музеи и картинные галереи. Я знакомился с многими художниками, которые соревновались в мастерстве на пленэрах», — сказал он.
Парень не учился в художественной школе, поэтому поступать в училище ему было труднее будущих одногруппников. Он признается, что чувствовал среди них себя белой вороной.
«К экзаменам я начал готовиться заранее. Школьный учитель рисования начал ставить натюрморты, которые понадобятся для вступительного испытания. Я начал рисовать, набивать себе руку», — говорит Бигулаев.
По его словам, тогда в цхинвальское худучилище имени Махарбека Туганова приезжали поступать со всего Советского Союза.
«С нами учились ребята из Магадана, Феодосии, Нальчика, Махачкалы, были студенты в том числе и из Северной Осетии», — уточняет художник.
С годами учебы связаны самые счастливые моменты в его жизни, признается Бигулаев. Само училище ему, сельскому парню, показалось другой планетой.
«Открыв калитку, я увидел, как у дорожки и на газоне сидели длинноволосые парни в протертых джинсах. Они рисовали, пели и играли на музыкальных инструментах. Это было чем-то фантастическим», — улыбается Бигулаев.
Необычная внешность студентов не могла не задеть струнки его творческой личности — не прошло и года, как преобразился и он сам.
Общественность реагировала на непривычную для здешних мест внешность студентов, мягко говоря, без понимания.
«Однажды к нам пришли представители городского комитета комсомола. Нас построили и начали стричь наши длинные волосы», — рассказывает со смехом Бигулаев.
Студенты училища выделялись не только прической — протертые джинсы в то время были не просто модной одеждой, а своего рода символом свободы.
«Джинсами я также не был обделен. Мне их привез из-за границы мой старший брат, который часто туда ездил», — поясняет он.
Но главным, конечно, был не эпатаж, а творчество. Каждое утро студента начиналось с этюдов.
«Мне было интересно. Я не любил выходные и с нетерпением ждал начала новой недели, чтобы приступить к любимому делу», — сказал художник.
Уровень преподавания в худучилище был высокий, старались и сами студенты. Среди их учителей были такие именитые мастера кисти, как Хазби Зассеев и Мурат Шавлохов и другие именитые мастера.
После училища Бигулаева забрали в армию, служил он в Перми. Но и там он не забросил изобразительное искусство, стал художником батальона, рисовал на планшете тематические изображения.
«Так как у меня не было свободного времени, любая выдавшаяся минута уходила на наброски», — говорит художник.
Следующей целью Бигулаева стало Харьковское художественное училище, однако получилось так, что по дороге домой из армии он разговорился с соседом по купе в поезде. Когда Рудольф рассказал ему куда хочет поступать, тот убедил парня пересмотреть свой выбор в пользу художественного училища в Ленинграде. Этому поспособствовало и другое совпадение.
«Мне позвонили друзья из Ленинграда и сказали, чтобы я приезжал. Однако для поступления необходимо было иметь трудовой стаж. Я начал искать работу, хотел устроиться дворником, но меня не взяли. Сказали, что не берут на эту работу, так как они не дисциплинированные, проработав два дня исчезают», — улыбнулся он.
Бигулаев все же устроился на завод «Краснознаменец» и начал готовиться к поступлению. Но неприятный поворот отсрочил поступление – Бигулаева призывали на военные сборы, и вместо экзаменов он провел три месяца в палатках на советско-финской границе. В училище он смог поступить только на следующий год.
После окончания ленинградского худучилища он возвращается в Цхинвал, где молодому художнику пришлось начинать практически с нуля, начиная с поисков мастерской. Через какое-то время ему, наконец, выделили место для творчества. Это время Рудольфу даже сегодня не хочется вспоминать.
«Уходил я в мастерскую рано утром, так как с наступлением темноты из-за отсутствия электричества рисовать не получалось. Помню, как не было отопления, грелся керогазом», — сказал он.
В таких непростых условиях Бигулаев творил бок о бок с художником Тамерланом Цховребовым, которому он благодарен за поддержку.
«Раньше мои работы больше носили философский характер, на них был большой спрос, но после того, как их украли, я больше не смог работать в этом направлении», – грустно замечает Бигулаев.
Одновременно пришлось искать приработок, он устроился в театр художником-постановщиком.
В 2000 году Рудольф уехал обратно в Питер, и продолжил работать там. С выставками своих работ он побывал в Алжире, Финляндии, Голландии и других странах. Участвовал во многих пленэрах.
В последнее время Бигулаев увлекается индустриальными пейзажами, работает над женскими образами.
Год назад художник вернулся с супругой на родину. Он живет и работает в мастерской Союза художников. Условия для творчества, тем более для проживания, не самые завидные. В мастерскую ведет деревянная скрипучая лестница, дальше — узкий темный коридор.
В крохотной загроможденной комнате-мастерской чувствуется особая теплая атмосфера, располагающая к доверительной беседе.
«У меня нет дома, есть только мастерская, здесь я и живу, и работаю. Моей мечтой было проснуться, встать с кровати, сесть за мольберт и рисовать. Для меня самое главное — заниматься любимым делом, когда захочу. Так и получилось», — улыбаясь говорит он.
Быт, конечно, важен для человека, признает Бигулаев. Но возможность для творчества важнее, даже если возможности эти ограничены. Поэтому Рудольф Бигулаев смотрит в будущее с оптимизмом.