Отдельное слово следует сказать о традиционной кухне осетинов. Ни одно застолье не обойдется у них без осетинского пирога. Причем, как правило, пекут их сразу по нескольку штук и складывают один на другой на широком блюде, как лепешки. Четное количество пирогов обычно соответствует траурной дате, нечетное — означает веселый повод для пира. Начинки для этого пирога несладкие — мясная, картофельная, сырная, а так же из свекольной ботвы. Показателем мастерства хозяйки является толщина лепешки — чем тоньше она получается, тем лучше.
Люди, знакомые с кавказской кухней, хорошо знают вкус хачапури или хычина. Так вот, осетинские пирог — это что-то подобное, но в несколько раз вкуснее. По крайней мере, каждому, кто волей судьбы окажется в Осетии, стоит попробовать именно это блюдо.
Стоит отметить, что в Дигории довольно много баз отдыха и бывших альпинистских лагерей, которые так же активно используются отдыхающими как летом, так и зимой.
История происхождения славного напитка имеет кавказские, а если быть более точным, северо-осетинские корни. По легенде, он был послан горцам в награду за их честность и трудолюбие самим Аллахом. Кефир делал человека бодрым и здоровым, по этой причине осетины, всегда славившиеся своим долголетием, тщательно скрывали от других народов секрет его изготовления. Считалось, что его разглашение навлечет гнев Аллаха, и вся закваска погибнет, а вместе с ней народ. Отдыхавшие и лечившиеся на Кавказе европейцы чудесный напиток, конечно же, пробовали, однако секрет его производства оставался, как говорится, за семью замками. В начале ХХ века терпение российской медицинской общественности лопнуло, необходимо было достать секрет лечебного напитка. По просьбе Всероссийского общества врачей известный в те времена молокозаводчик Н. Бланданов, у которого в окрестностях Кисловодска было 12 сыроварен, направил в гости к осетинам специалиста-сыровара Ирину Сахарову и своего управляющего Васильева. В их задачу входило достать пресловутые кефирные грибки. Для этого специалисты отправились в гости к крупному осетинскому поставщику молока и сыра Бек-Мирзе Байчарову. Осетин гостей, конечно, принял с кавказским гостеприимством, однако кефирных грибков не дал. Нынешнее распространение кефира стало возможным лишь «благодаря» другой кавказской традиции — похищать людей.
История с визитом к осетину получила свое мелодраматическое продолжение. Дело в том, что Ирина Сахарова была красивой женщиной, и после ее с Васильевым отъезда кавказец послал вдогонку за красавицей своих джигитов. Красавицу-специалиста нагнали в пути и нагло похитили. Васильев, добравшись до Кисловодска, поднял тревогу, а тем временем кавказкой пленнице кефирный магнат уже предлагал руку и сердце. Вскоре нагрянули жандармы и освободили Сахарову. На суде красавица согласилась простить Байчарова в обмен на… кефирные грибки.
Так в Европу впервые попали ценные микроорганизмы, а первый «не осетинский» кефир сделали для Боткинской больницы, что еще раз доказывает: кефир — это не просто кисломолочный продукт, но лечебное средство. С тех пор кефирные грибки активно культивируются как в России, так и в прилегающих к ней Беларуси и Украине.
На своей родине кефир готовился в деревянных кадках, а чаще всего — в специальных кожаных мешках. Есть предположения, что кефирный грибок возник при продолжительном настаивании козьего молока на кусочках телячьего или верблюжьего желудка. Многократное использование посуды, по одной из версий, способствовало образованию в ней специфических микроорганизмов. Вполне вероятно, что способа получения этого грибка сегодня уже никто не знает, его просто используют, постоянно культивируя на молочных заводах.