(14 декабря 2020) О чем пишет современная молодежь и как дебютанты справляются с комплексом самозванца — читайте в репортаже корреспондента Sputnik Анны Кабисовой
Во Владикавказе в Школе кино и театра (ШКиТ) состоялась презентация нового молодежного номера литературно-художественного журнала «Дарьял», который выходит в Северной Осетии с 1991 года и был идеей известного писателя Руслана Тотрова (главный редактор «Дарьяла» с 1991-го по 2015-й год – ред.).
На презентации главный редактор журнала Алан Цхурбаев рассказал о том, почему для него было важно возродить пятый молодежный номер, который выходил с 1995 по 2005 год и дал старт многим ныне состоявшимся писателям. На мероприятии присутствовали молодые писатели и поэты из Владикавказа, а также из Нальчика и Москвы, с которыми организаторы связались по видеосвязи.
По словам главного редактора «Дарьяла» Алана Цхурбаева, идея создать литературный журнал в 1991 году, когда все вокруг рушилось, горело и находилось в состоянии войны, сегодня кажется не соответствующей своему времени, но в итоге оказалась нужной и важной.
«Что удивительно, журнал сразу «выстрелил» и стал популярным: в начале в научной среде осетинской интеллигенции, так как много места на его страницах отдавалось научным и историческим статьям. И это понятно: Осетия переживала поиск себя, свое место в новой реальности, как в принципе, многие в то время. И журнал реагировал на эти запросы», — отметил Цхурбаев.
А спустя четыре года, в 1995 году, Руслан Тотров сделал абсолютно гениальную вещь, считает Алан Цхурбаев.
«Руслан Тотров выпустил молодежный номер – пятый дополнительный к четырем «обычным», выходившим раз в квартал, который полностью был посвящен творчеству молодых», — сказал главред.
Цхурбаев рассказал, что в то время сотрудничество с литературным журналом для молодых авторов было по-настоящему важным событием, поводом для гордости. Он поделился своей личной историей первой публикации в молодежном номере, повлиявшей на его дальнейший авторский путь. Редактор пояснил, что сегодня, конечно же все изменилось, так как появилось много возможностей для начинающих писателей: специализированные паблики в интернете, социальные сети и многое другое. И поэтому авторы, возможно, не испытывают тот же трепет, но эту мысль опровергла начинающая писательница из Кабардино-Балкарии Мария Муссова, чьи тексты были впервые опубликованы на страницах «Дарьяла».
«Я до сих пор не могу поверить в то, что держу в руках журнал, в котором опубликовано мое творчество. Мне, как и тем, кто специально этому не учился, свойствен синдром самозванца: мне казалось, что если ты не пишешь, как Чехов, или Толстой, то вообще не имеешь права претендовать писать. Поэтому я ни на что особо не надеялась, когда отправила свои тексты в редакцию, а когда мне ответили, что мои тексты нравятся… Я до сих пор не пришла в себя: вот мои рассказы напечатаны и мне очень приятно», — рассказала Муссова.
Также по видеосвязи на презентации выступил Азамат Габуев – молодой писатель, который 15 лет назад впервые публиковался в «Дарьяле», а сейчас уже сотрудничает с большими федеральными журналами, а также заинтересовал московское издательство «Эксмо», которое в 2018 году выпустило его роман «Холодный день на солнце».
Алан Цхурбаев подчеркнул, что видит миссию молодежного «Дарьяла» в том, чтобы давать начинающим авторам возможность публиковаться и поверить в себя.
«Когда я стал главным редактором, то поставил себе цель — возродить молодежный номер. Но мои коллеги в редакции отнеслись к этому скептически. Считали, что я не наберу достаточно качественного материала, что сейчас молодежь мало читает и практически не пишет. Но мне удалось. Причем качество, на мой взгляд, нисколько не хуже, чем у тех номеров, которые сегодня часто с такой ностальгией вспоминают: «Ах, как мы в 90-х ждали этот молодежный номер, как он «разлетался» в киосках». Да, это было, но и сейчас молодежный номер нисколько не хуже», – рассказал главный редактор.
В 2019 году после долгого перерыва вышел первый молодежный номер, и вот сейчас — уже второй.