(4 июля 2020) Об отделении национальных инструментов в Музыкальном училище им. Феликса Алборова и исконных осетинских инструментах корреспонденту Sputnik Диане Валиевой рассказали преподаватели училища
Музыкальное училище в Южной Осетии было образовано в 1968 году выдающимся композитором и общественным деятелем Феликсом Алборовым, чье имя оно носит по сегодняшний день. Несмотря на войны в республике и зачастую неблагоприятные условия для творчества, училище исправно продолжало функционировать и обучать одаренных музыкантов. За последние полвека музыкальное училище в Цхинвале выпустило немало талантливых исполнителей, которые востребованы и высоко ценятся во всем мире.
Помимо общеизвестных музыкальных подразделений, в училище есть отделение инструментов народного оркестра, где функционируют классы национальных осетинских инструментов — ирон фандыр (осетинская гармонь) и дала-фандыр (струнный щипковый инструмент). Эти классы уже третий год принимают учащихся, а два года назад в училище организовали музыкальный ансамбль. Заведующая отделением инструментов народного оркестра, заслуженный работник культуры Тина Кумаритова и завуч музыкального училища Сармат Кабисов рассказали корреспонденту Sputnik о специфике осетинских инструментов и о музыкальном образовании в Южной Осетии.
Мы сами ответственны за свою культуру
Первое, на что обращаешь внимание при общении с преподавателями отделения национальных инструментов — это безмерная увлеченность, огромная любовь к профессии, к родной культуре и скромность. Музыканты нехотя соглашаются на фотографии и смущенно молчат в ответ на комплименты, но стоит начать разговор о музыке, и в ответ вы получите насыщенную речь о любимой профессии. Вам с удовольствием сыграют на любом инструменте и расскажут о нем так, что сразу захочется переквалифицироваться в музыканты. В ходе общения становится понятно, что для такой работы, помимо таланта, действительно необходима невероятная любовь к музыке и огромная доля энтузиазма, чтобы не бросить все на полпути.
Если мы не будем этим заниматься, то никто не станет, спокойно рассуждают они.
«Это наши исконные инструменты, и мы не должны их забывать. Мир развивается, необходимо развивать свою культуру и идти в ногу со временем. В остальных республиках популярны национальные инструменты, почему мы должны отставать? Если мы не станем этим заниматься, то кто?» — говорят они.
Считается, что профессиональный музыкант может передать абсолютно любой национальный колорит в своем исполнении. Но преподаватели училища отмечают, что, несмотря на это, у всех кавказских наций есть своя специфика передачи.
«Ты можешь прекрасно сыграть, к примеру, кабардинскую музыку, но все равно любой кабардинец поймет, что это не то. У каждого народа свой вариант исполнения, который практически никто кроме носителей этой культуры не может передать. Так же и у осетин, никто не сыграет лучше нас самих», — добавляют они.
Ирон фандыр
Класс осетинской гармони в училище открылся только три года назад, с возвращением в Цхинвал молодых преподавателей Сармата Дудаева и Сармата Кабисова после учебы. Два года назад они организовали ансамбль народных инструментов, участники которого играют на дала-фандыре, ирон фандыре и бас-гитаре. В классе учится четыре человека, что, по словам заведующей отделением, немало для маленькой республики.
«Изначально инструмент был более примитивным и состоял только из белых клавиш, поэтому репертуар музыканта был очень ограничен. Отсутствовали специальные ноты, книги, можно было исполнить считанные мелодии, и то очень примитивно», — рассказывает она.
Современный вид ирон фандыра разработан по эскизам выдающегося дирижера и композитора Булата Газданова.
«Со временем он совершенствовался, добавлялись новые конструкции. Теперь на осетинском инструменте талантливые гармонисты могут играть не только национальную музыку, но и мировую классику», — добавляет Кумаритова.
На вопрос о том, чем осетинская гармонь отличается от аккордеона, музыканты пытаются объяснить научно, но то и дело переходят на эмоции — так проще описать различия любителям осетинской музыки.
«Различие от аккордеона состоит во внешности и регистрах — на осетинской гармони клавиши и тембр другой. Также осетинские мелодии проще играть на фандыре, они звучат ярче, чем на другом инструменте. Аккордеон — это больше эстрадный инструмент, звучание совсем иное, у нас оно чисто народное. И техника звукоизвлечения отличается, на нашем получается насыщеннее и красочнее. Это как с человеком — никто, как осетин не споет свои национальные песни, и ни на чем ты не сыграешь осетинскую мелодию так, как на фандыре. В инструменте, как и в человеке это изначально заложено», — говорят они.
Дала-фандыр
Для дала-фандыра в училище нет отдельного класса, так как этот инструмент проще, и нет необходимости специально учиться игре четыре года. Инструменты заказывали у скрипичного мастера Андрея Азаматова в Москве.
До недавнего времени в Осетии был период сильного застоя в национальной музыке, потому что в 70-х гармонь вытеснила остальные, более хрупкие осетинские инструменты. Дала-фандыр — сопровождающий инструмент, предназначенный для народных мелодий.
Сармат Кабисов рассказывает, что играет на нем уже второй год.
«Сейчас нам нужно возрождать исконные инструменты, чтобы они не канули в лету. Мы бы с удовольствием обучали и игре на остальных национальных инструментах, но, к сожалению, в республике нет специалистов, которые могли бы этим заняться. Чтобы переквалифицироваться нужен год-два — это не так просто», — говорит он.
Прогресс требует времени
Учитывая непростые условия для творчества, в которых функционировало училище, у нас все хорошо, отмечают музыканты.
«О прогрессе можно будет говорить через несколько лет, и это нормально. Для нашей профессии 8-10 лет это не так уж и много, необходимо время. То, что сейчас четыре человека в такой маленькой республике на осетинской гармошке играют, уже очень хорошо. Все они талантливые и перспективные, так что есть надежда, что в будущем они станут выступать», — рассказывают они.
Периодически на гастроли выезжают гармонисты Сармат Дудаев и Сармат Кабисов, которые сейчас учатся в магистратуре по профилю осетинской гармони в Московском институте культуры. Музыканты часто участвуют в международных конкурсах и получают призовые места. Гармонистов везде встречают тепло и с восторгом отзываются об игре на осетинской гармони и от мелодий осетинских композиторов.
В идеале необходим национальный ансамбль, говорит Кабисов.
«С ансамблем музыкального училища мы не можем полноценно гастролировать, потому что он состоит из студентов. Когда выпускники уходят из училища, новых студентов приходится обучать с нуля. Для того, чтобы думать о государственном ансамбле, должно пройти лет 5-7, чтобы были готовые артисты на таком уровне. Не можем ведь мы пригласить неподготовленных музыкантов. На данный момент наша основная работа — это педагогическая деятельность», — сказал он.
Проблема в нехватке кадров
Помимо ирон фандыр и дала-фандыр в осетинской музыкальной культуры есть и другие прекрасные инструменты — это хъисын-фандыр (струнный смычковый инструмент), дыууадастанон фандыр (двенадцатиструнная арфа), уадындз (свирель) и другие.
Для того, чтобы научиться играть на этих инструментах и в дальнейшем заняться преподаванием, нужно быть настоящим любителем-энтузиастом, считают музыканты.
«Это не такие инструменты, чтобы на них обучали в училищах на протяжении нескольких лет. Чтобы владеть игрой на них, человек должен этого захотеть сам, он должен быть фанатом осетинской культуры и музыки в принципе», — говорят они.
Кабисов добавляет, что у каждого осетинского инструмента есть родственный, на основе которого он был воссоздан.
«Нельзя сказать, что осетины сами придумали все эти инструменты. Они сделаны по примеру родственных инструментов. Например, балалайка — вдохновитель дала-фандыра, по примеру арфы появилась осетинская двенадцатиструнная арфа. Поэтому нам нужны музыканты, играющие на балалайке, на арфе, на скрипке. Профессиональный скрипач легко сыграет на хъисын-фандыре, если он осетин. Но у нас нет такого специалиста на уровне училища, потому что тут может работать только человек, окончивший консерваторию, с высшим музыкальным образованием. Нет ни одного духовика», — рассказывает он.
Выпускники училища получают диплом, по которому имеют право преподавать в музыкальных училищах, аккомпанировать в танцевальных ансамблях и играть в музыкальных коллективах. Заведующая отделением отмечает, что на сегодняшний день все народники востребованы.
«Это очень сложно. Чтобы стать профессиональным гармонистом нужно минимум 10 лет. Для этого необходимо забыть обо всем и постоянно работать над собой. Ну и талант важен, безусловно. Может быть такое, что учится сто человек, из которых только один становится профессиональным музыкантом. Все зависит от таланта и трудолюбия», — говорит она.
Кумаритова также рассказывает, что во время ее учебы, за 30 лет она была единственным студентом-музыкантом из Южной Осетии, который учился в высшем учебном заведении.
«Посмотрите, сколько сейчас студентов уезжают в российские вузы на различные факультеты, и как мало поступает по музыкальному направлению. Поэтому и специалистов нет. Люди хотят жить, чтобы была уверенность в хорошем будущем. А в нашей профессии надо забыть обо всем, это очень сложно, очень. Несмотря на это, сейчас отсюда учиться уехали девочка на домре — русском народном струнном инструменте, и два мальчика — на осетинской гармони и на военного дирижера. Так что можно сказать, что дела идут понемногу и все не так плохо, у нас просто специфика другая, нужно время», — добавляет она.
Без энтузиазма ничего не получится
Должно пройти время, чтобы воспитать профессионалов, нужен фанатизм, повторяют преподаватели училища.
«Если музыкант не имеет высшего образования, то это, скорее, просто хобби. Надо любить это дело и понимать, что кроме тебя это никто не сделает. Бывало, что сюда приезжали талантливые музыканты, но быстро сдавались, не выдерживали — это очень трудно. Если ты не будешь энтузиастом, ничего не получится», — говорят они.
Тина Кумаритова добавляет, что если за 20-30 лет появится хотя бы один настоящий музыкант — одаренный и талантливый — это уже можно считать достижением.
«Такие таланты появляются очень редко. Я говорю именно о профессиональных музыкантах, а не о тех, которые хорошо учатся и оканчивают на отлично, а потом играют на свадьбах. Это должен быть человек с невероятной силой воли и трудолюбием, и, как говорится, поцелованный Богом», — заключает она.