(13 октября 2020) Во Владикавказе в Русском академическом театре им. Вахтангова состоялась премьера моноспектакля «Почему нам снятся старые собаки»: цикл рассказов Сослана Плиева о Владикавказе и его жителях, обрел форму театральной постановки.
Все получилось просто замечательно. Режиссер Андрей Кокоев нашел для смешных зарисовок из жизни автора, его друзей, знакомых, соседей и просто жителей нашего городка – лиричную ностальгическую форму, которая отсылает к шедевру Сергея Довлатова под названием «Чемодан». В этом сборнике рассказов Довлатов достает из чемодана вещи, которые напоминают ему эпизоды из прошлой советской жизни, и делится с читателями со свойственным только ему, неподражаемым юмором, этими историями. Так и Эльберд Агаев, по задумке режиссера, – погружается в ностальгию, раскрывая одну за другой, коробки с вещами, которые ждут переезда в новый дом. Этот образ прощания со старым домом – прошлым и связанными с ним воспоминаниями, вырастает к финалу спектакля до масштабов страны – ведь герой рассказов родился и вырос еще в Советском союзе, а повзрослел уже в новой стране.
Смешные, смелые, а часто циничные рассказы, которые зал встречал оглушительным хохотом, к концу спектакля приобретают нежный и трогательный тон: автор рассказывает об общедворовой собаке Джуле, которая была всеобщей любимицей и под конец своей долгой жизни трагически погибает. И безусловный талант Эльберда Агаева поднимает, конечно же, классные и такие родные рассказы Сослана Плиева на высокую планку художественного высказывания. Все тонкости и нюансы нашего культурного кода, самоирония и одновременно безусловная любовь к Владикавказу и его жителям, которыми дышат тексты Сослана, подмечены и очень красиво и драйвово сыграны Эльбердом.
О моноспектакле рассказали автор рассказов Сослан Плиев, режиссер Андрей Кокоев и актер Эльберд Агаев.
Сослан Плиев, писатель, директор молодежного театра «КВН»
– Открою вам страшную тайну: спектакль я вчера смотрел вместе со всеми первый раз. Я специально не смотрел его до вчерашнего дня, и сделал это по двум причинам: я не понимаю, для чего нужен автор на площадке, когда есть два человека, прекрасных профессионалов. А я мог бы все только испортить. Конечно, если у меня спрашивали совет, то я его давал, но и они не всегда принимались режиссером и актером. Так что вчера я смотрел спектакль незамыленным глазом, и мне реально понравилось. И не потому, что тексты написал я – я критично отношусь ко всему, что пишу, но постановка действительно удалась. Естественно, что мои тексты стали совершенно по-другому выглядеть. В случае с Эльбердом вообще странная вещь: он умудряется даже трагичные вещи «заносить» смешно и это неплохо, потому что дар смешить людей — это большой талант.
А последний рассказ, который заставил всех плакать – тоже сыгран на высоте, но гораздо сложнее — заставлять людей смеяться на протяжении полутора часов. Вы понимаете, вчера Агай (Эльберд Агаев – ред.) сделал то, о чем мечтают все стендап-комики, которые выходят на сцену. Вчера для меня было откровением то, что люди смеялись не только на «смехоточках» (я автор и понимаю, что в тех или иных местах люди будут смеяться, потому что там шутка), но зрители начинали смеяться даже в тех местах, которые для меня выглядели веселыми и смешными, но в них нет шутки. И Агай умудрился такие сетапы (то, что перед шуткой – ред.) «заносить» тоже очень смешно. Это очень крутая работа с точки зрения актерского мастерства: полтора часа в режиме нон-стопа зрители смеялись и Эльберд не давал им выдохнуть.
Мне очень понравилось в Русском театре. Конечно, это была большая ответственность и авантюра, – на сцене старейшего в Северной Осетии театра, на сцене которого ставили пьесы Михаила Булгакова и других великих писателей, — играли то, что я написал. И я искренне благодарен Владимиру Ивановичу Уварову, который рискнул и дал нам возможность сделать неакадемическую постановку на сцене академического театра.
Андрей Кокоев, режиссер
– Скажу, не кокетничая, что любой режиссер мог бы поставить этот спектакль, но повезло мне. Сослан Плиев и Эльберд Агаев мои друзья, и я очень рад, что для них это новый творческий этап, большие шаги в искусстве. Я очень рад, что мне довелось участвовать в этом проекте. Спектакль рождался с большим трудом. Однажды моя любимая жена спросила: «а какой прок в твоем КВН?», ведь считается, что КВН ничего не дает театру. И вот первый раз, когда КВН и театр сошлись и у нас все получилось. Вы не представляете, какую колоссальную работу проделал Эльберд Агаев!
Вы знаете, что премьера нашего спектакля должна была состояться до пандемии, еще в марте, и мне хочется процитировать слова, которые часто пишет у себя на странице Сослан Плиев: «Все будет хорошо!». Оглянитесь назад, вспомните все теплое и хорошее, что было у нас в прошлом, и верьте, что все будет хорошо!
Эльберд Агаев, актер
– Я ощущаю большую радость, потому что в моей жизни это самая долгожданная премьера. И судя по положительным отзывам зрителей, у нас все получилось. Я очень старался выложиться на все сто процентов. Как мне удалось смешить зал все полтора часа? Честно сказать, не знаю. Наверное потому, что рассказы Сослана сами по себе шедевры. Работа над спектаклем шла долго и могу сказать, что если бы не работа моего друга Андрея Кокоева, – возможно, я бы выдохся уже на первом рассказе. Все же я квнщик, и запала обычно хватает только на приветствие, музыкалку или «стэм» (смеется – ред.), поэтому приходилось пахать. Я впервые работал в формате моноспектакля, очень переживал, что не справлюсь, ведь я привык работать на сцене с партнерами, но удивительный талант внушения и нужные слова у Андрея и Сослана сделали свое дело.