(11 октября 2017) Власти России намерены развивать положительный образ Северного Кавказа, сделав особый акцент на этом в СМИ, что позволит решить многие социально-экономические проблемы, — сообщил в ходе V Международного политологического форума «Российский Кавказ» в Грозном руководитель Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов.
«Формирование положительного образа народов Северного Кавказа в российском информационном пространстве позволит решить ряд проблем региона. От того, как будет решаться этот вопрос, будет зависеть решение социально-экономических проблем региона и будут предотвращены межнациональные конфликты. Нужно актуализировать героические образы народов Северного Кавказа, тем более, таких случаев немало», — сказал Баринов, передает ТАСС.
В качестве примера глава ФАДН рассказал о том, что в Чечне наблюдается нулевой уровень преступности, но в регионах об этом не знают, хотя это существенный фактор, к примеру, в развитии туризма в этой республике.
Как ранее отмечал в интервью «Вестнику Кавказа» член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин, у Северного Кавказа сегодня есть все, чтобы стать популярным туристическим направлением, однако ему необходимо создать позитивный имидж.
«Нужно заниматься детальным информированием наших граждан о новом уровне безопасности, который установлен на Северном Кавказе. Мы были в прошлом году в Ингушетии, смотрели республику и ее туристический кластер. Как люди, не очень посвященные в жизнь современного СКФО, мы спросили, как в Ингушетии с безопасностью – и оказалось, что именно в том самом районе, где развивается туризм, вообще нет преступлений: это анклавный район, где проживает примерно 30 тыс человек, и за год у них была всего одна кража. Но ведь об этом почти никто не знает – и это необходимо популяризировать», — подчеркивал сенатор.
«Возьмите россиянина из ЦФО и спросите его: «Вы поедете в Ингушетию?» – он вам ответит: «А там безопасно?», а ведь в республике безопаснее, чем в том городе, где этот россиянин живет. Создание подлинной картины жизни в СКФО – обязательная часть развития туризма на Северном Кавказе», — заключил Игорь Фомин.
В беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» главный редактор газеты «Северная Осетия» Алан Касаев также отметил возможность популяризации СКФО как туристского направления через создание позитивного образа Кавказа в общественном мнении, добавив, что эта проблема де-факто уже решена.
«Стоит обратить внимание, что количество туристов на Кавказе и так максимально, то есть равно рекреационным возможностям северокавказских субъектов федерации. Сейчас, если где-либо на Кавказе стоит хорошая гостиница в хорошем месте, предлагающая хороший уровень услуг и хорошую туристическую инфраструктуру, она, как правило, всегда заполнена. То же самое касается горнолыжных курортов – попробуйте сегодня купить путевку на новогодние каникулы в Архыз, на Чегет или Эльбрус, и у вас, скорее всего, ничего не получится, так как все уже распродано. Даже самые дорогие или не самые качественные курорты востребованы, через две недели свободных мест на северокавказских курортах на Новый год не останется вообще», — сказал он.
В связи с Алан Касаев подчеркнул, что позитивный образ сегодня уже создан для большинства регионов Северного Кавказа. «Можно было бы предположить, что сюжет, о котором говорит Баринов, имеет отношение к новым возможностям для привлечения бизнеса – но инвестиционная активность на Северном Кавказе зависит в самую первую очередь не от имиджа: бизнесмен идет туда, где есть прибыль, не взирая на имидж, он рискует, рассчитывая на более реальные вещи, чем на позитивный образ. С точки зрения сегодняшнего дня, мне кажется, тема, которую поднял уважаемый Игорь Баринов, немного устарела. У какой республики или края на Северном Кавказе есть сейчас какие-либо проблемы с имиджем? Разве что у Дагестана, но, опять же, это проблема, которая не только с помощью СМИ решается», — обратил внимание главный редактор газеты «Северная Осетия».
Политолог Андрей Епифанцев, в свою очередь, отметил, что позитивный образ Кавказа поможет решить ряд проблем современного СКФО.
«В частности, можно говорить о целом спектре проблем, связных с межнациональными отношениями, причем как внутри Кавказа, так и в восприятии Кавказа в России в целом. У нас в 1990-е годы и в первой половине 2000-х годов общественное мнение о Кавказе было резко негативным, многим в России казалось, что Кавказ – это территория, населенная дикими, воинственными людьми, которые хотят только присосаться к бюджету, драться и убивать, что, конечно же, не соответствовало и соответствует действительности. Поэтому межнациональные отношения у нас страдали со страшной силой – и отношение остальных регионов России к Кавказу, и отношение Кавказа к остальной России в том числе. Отсюда исходит целый спектр вопросов государственного строительства, поскольку нельзя называть себя единым государством, если одна часть народа, мягко говоря, не любит другую часть народа. Поэтому я эту инициативу ФАДН поддерживаю, хотя она и должна была быть одним из направлений работы агентства с самого его создания», — сказал он.
Также позитивный образ Кавказа поможет увеличить его инвестиционную привлекательность. «Региону нужны инвестиции. Мы видим, что, по крайней мере, частный инвестор особо не стремится на Кавказ, во многом, опять же, потому что считает, что Кавказ представляет собой не самую привлекательную территорию. Эти представления необходимо менять. При этом, вероятно, важнее всего то, что имидж Кавказа не должен отрываться от реальной ситуации, которая будет на местах. Нужно не только строить светлый образ Кавказа в России, но и делать все, чтобы он соответствовал действительности. Можно сколько угодно делать заказных статей, но если человек у себя за окном будет видеть совершенно иное, то ничего кроме раздражения это не вызовет. Мы видели неоднократно, что сходные проекты уходили просто в песок, потому что реальность была другой, и человек очень быстро в этом убеждался», — предупредил Андрей Епифанцев.
Для изменения образа Кавказа в общественном мнении необходима соответствующая информационная политика.
«Все позитивные моменты, которые существуют на местах, необязательно на самом Кавказе, хотя и на Кавказе тоже, а также в отношении выходцев с Кавказа на других территориях России, нужно освещать самыми разными методами. Это могут быть материалы в печатных СМИ, на телевидении, в онлайне. Нужны форумы и другие мероприятия, как форум «Архыз», где люди разных национальностей и из разных республик собираются и обсуждают общие проблемы. Главное – не следовать одной лишь запретительной тактике. ФАДН мониторит СМИ, в основном онлайновые, которые не подконтрольны властям, и после выходит с просьбой закрыть эти странички. Я неоднократно наблюдал, что, когда возникает конфликтная межнациональная ситуация, как с оскорблением статуи Будды в Элисте выходцем из Дагестана, агентство отчитывается о закрытии страниц и сайтов, где ситуация подана в негативном ключе, и на этом все. Но от ФАДН не закрытия страниц ждут, а решения назревших проблем, в первую очередь, межнациональных – и как раз эти решения можно было бы осветить позитивным образом в печати. То есть необходимо урегулировать существующие ситуации, а затем освещать эти успехи, что способствовало бы позитивному имиджу Кавказа», — заключил политолог.