(20 июля 2015) Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов ХIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства.
Танец с кинжалами
Старинный парный танец с кинжалами на носках. По рассказам стариков, в старину у осетин бытовал лишь один парный танец с кинжалами, который исполнялся одновременно, на носках. Современный танец со многими кинжалами старики называли мальчишеским танцем для запугивания женщин и детей и прочих слабонервных. Танец парный с кинжалами на носках требовал действительно от танцоров огромного уменья: искусного танца с ловкими и быстрыми движениями и сильные ноги, чтобы держаться все время на согнутых пальцах ног, и фехтования на кинжалах. Начинался танец обычно с круга, в котором один шел впереди, а другой сзади.
1. Полы черкесок туго закладывались у пояса.
2. Каждому танцору вручалось в каждую руку по одному кинжалу, значит, по два на каждого.
3. В таком виде проделывали еще круга два.
4. Затем танцоры, танцуя все время на носках, поворачивались друг к другу лицом.
5. Танцуя и кружась на носках, они проделывали движения с кинжалами, делая вид, что один хочет заколоть другого, а тот, в свою очередь изворачиваясь, наносит (ложный, конечно) укол своему противнику.
6. Движения становились все быстрее, кинжалы сверкали, как молнии, танцоры входили в азарт.
7. Окружающие подчас сами не выдерживали, боясь, что танцоры могут поранить в азарте друг друга, и силой разнимали танцоров.
8. Вслед выступала следующая пара таких же танцоров.
Танец с двумя и со многими кинжалами
Заключался танец в умении насадить эти кинжалы в рот, за воротник и прочее. Движения танцора начинались с обычного круга Зилга кафта.
1. Затем танцору подавали по два кинжала разновременно по мере хода его танца.
2. Танцор насаживал иногда до 14-ти кинжалов за воротник, в рот, под шапку.
3. После, в процессе танца, он начинает скидывать кинжалы один за другим.
4. С последними двумя кинжалами танцор проделывает самыеопасные номера, делая движения обеими руками, будто он вкалывает их себе попеременно то в левую, то в правую ногу.
Танец этот подчас кончался саморанением танцора. Танец бытовал с 1890-х годов.