(8 июня 2020) Издревле святилище Гомарты дзуар, где отмечается этот праздник является одним из самых почитаемых в Южной Осетии.
Храм расположен в Знаурском районе, на лесистой вершине, к которой добраться непросто. Но это не останавливает паломников. В этот день дорога к храму полна машин и людей. Некоторые поднимаются к святому месту пешком, чтобы полностью воссоединиться с природой и почувствовать всю духовную силу этого святилища.
Рано утром с восходом солнца, группа мужчин отправляется в святилище, чтобы начать приготовления к празднику. Они привозят с собой жертвенное животное, обычно это барашек. Женщины же остаются печь пироги, готовить остальные яства к застолью, а к назначенному часу приезжают в святилище с приглашенными гостями.
До начала пиршества все участники праздника с тремя пирогами, выпивкой и свечами обходят три раза вокруг Гомарты дзуар. Обязательно слева на право. Еще раз они обойдут святилище, перед тем как вернуться домой.
Когда процессия обходит храм, то необходимо ударить в колокол, который висит на небольшой металлической перекладине. Считается, что этим звоном разгоняется нечистая сила.
Первым в храм заходит старший по возрасту мужчина, за ним все остальные. Зажигаются три свечи и возносится молитва, обращенная к Гомарты дзуар. Молитву произносит старший. После и другие участники действа зажигают свечи и обращаются к небесному покровителю. Считается, что Гомарты дзуар может исполнить любое желание, самое главное молиться с чистым сердцем и без дурных намерений.
По завершении церемонии в святилище все возвращаются к пиршественному столу.
Жители окрестных селений в этот день праздник отмечают дома, к святилищу поднимаются три выборных молодых человека с ритуальными пирогами, пивом и шашлыком. Начинка пирогов должна быть из сыра. Испросив благословение святого места, они тотчас же возвращаются обратно в селение.
«Я помню, как еще недавно отмечали этот праздник. Люди поднимались к святилищу накануне вечером. Резали жертвенного барашка, разводили костры, сооружали шалаши или ставили палатки. Вся поляна перед святилищем и лес были заполнены людьми. Сюда приезжали целыми семьями даже из соседней Грузии. Праздник начинался вечером и продолжался на следующий день. Устраивались танцы, отовсюду раздавались песни», – рассказывает житель селения Цорбис Александр Плиев.
Сегодня выходцы из этой округи, проживающие в городе Цхинвал предпочитают отмечать праздник в четырех стенах. Накрывают праздничный стол и режут жертвенного животного, женщины пекут три пирога и с произношения молитв начинают празднество.
«По своему строению Гомарты дзуар типичная православная церковь. И сегодня еще внутри можно различить старинные фрески на библейские темы. Но название Гомарт – буквально открытый огонь – дает основание некоторым исследователям утверждать, что ранее здесь находился дохристианский храм. Предположительно огнепоклонников. На дохристианскую основу храма указывают и многочисленные изображения бараньих голов, высеченных в камне. Они были частью храмовой архитектуры. В традиционной осетинской религии, например, это символ плодовитости и изобилия», – делится своим мнением этнограф Роберт Кулумбегов.
Он также рассказал, что почитание святого места так велико, что его имя давали мальчикам, которые рождались в день праздника – Гомарт.
«Подниматься к святилищу надо с чистым сердцем и с открытой душой, и тогда ты сможешь полностью почувствовать всю силу этого святилища», – поясняет жительница селения Цорбис Эвелина Парастаева.
Пребывание у святого места накладывало и определённые обязанности. Женщины должны были быть обязательно в платьях, в платках. Мужчинам возбранялось перебарщивать со спиртными напитками, сквернословить, затевать драки.