(14 июля 2016) Идея по исполнению в роще Хетага в Северной Осетии массового танца «симд» изначально была неудачной, так как такие акции должны проводиться за пределами святилища, считают осетинские ученые. По их словам, молодежи не следует нарушать нормы обрядового поведения, пытаясь выдумать что-то новое.
Как сообщал “Кавказский узел”, жители Северной и Южной Осетии 10 июля отпраздновали День Хетага. Праздничные мероприятия состоялись в роще Хетага. При этом исполнение массового хороводного национального танца «симд» в День Хетага было отменено.
«Мы надеемся исполнить массовый танец в следующем году»
По словам председателя североосетинского отделения Российского союза молодежи Батрадза Качмазова, танец «симд» «традиционно объединяет всех осетинов вместе».
При этом он посетовал на то, что в День Хетага исполнение массового хороводного национального танца было отменено.
Как рассказал Батрадз Качмазов, планы сорвались «из-за того, что у организаторов акции было мало времени, чтобы подготовить людей».
«Мы реализовали свою идею в усеченном варианте и исполнили симд на площадке, где проходили официальные мероприятия в рамках Дня Хетага. Но мы рассчитываем, что в следующем году нам все-таки удастся реализовать эту идею», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Батрадз Качмазов.
«Массовые танцы нельзя исполнять вокруг святилища»
В свою очередь кандидат искусствоведения, научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им.В.Абаева (СОИГСИ) Дзерасса Дзлиева напомнила, что на территории рощи Хетага находится святилище.
И данное святилище, как она считает, является «не подходящим местом для молодежных гуляний». «На мой взгляд, подобные акции, как исполнение массового танца, необходимы — но в более подходящих для них местах. Не уверена, что святилище покровителя мужчин является подходящим местом для молодежных гуляний», — заявила корреспонденту «Кавказского узла» Дзерасса Дзлиева.
По словам искусствоведа, ей «не совсем понятна изначальная задумка по исполнению массового танца вокруг святилища».
«Да, в архивных документах встречаются описания танца вокруг святого места. Но это был чисто мужской танец, он не предполагал участия женщин. В осетинской традиции известны лишь два обрядовых танца с круговой хореографией, допускающих участие женщин, — обрядовый танец с пением «Цоппай» и обрядовый танец с пением во время обхода очага невестой «Алай». Оба эти обряда связаны с культом громовержца», — рассказала Дзерасса Дзлиева.
«Как известно, наши предки строго соблюдали нормы обрядового поведения. И мне кажется, что не стоит данными нормами пренебрегать, а уж тем более выдумывать новые», — подчеркнула она.
Дзерасса Дзлиева считает, что молодежь «должна исполнять совместный симд недалеко от святилища». «Однако ни в коем случае массовый танец не должен исполняться в роще Хетага. При этом женщинам вход в святилище рощи категорически запрещен», — сказала она.
«Входить в святилище могут только смотрители рощи Хетага»
Праздник, который жители Северной и Южной Осетии каждый год отмечают во второе воскресенье июля, Днем Хетага «называть не совсем правильно», в свою очередь считает заведующий отделом фольклора и литературы СОИГСИ, кандидат филологических наук Федар Таказов.
«Этот день правильней называть Днем Уастырджи, или Хетаджы Уастырджи. Согласно легендам, именно Уастырджи помог Хетагу. С его именем связано возникновение этой рощи», — сказал корреспонденту «Кавказского узла» Федар Таказов.
Сама роща Хетага, как отметил Федар Таказов, «является обустроенной и в ней созданы все условия для проведения праздника и массовых гуляний». Каждое осетинское село имеет в священной роще свое место для празднования, заметил Таказов.
«Между тем существуют определенные правила при посещении этого святого места. Так, входить в святилище могут только избранные, например, так называемые дзуары лаег (смотрители рощи, жрецы). Женщинам туда вход запрещен», — рассказал заведующий отделом фольклора и литературы СОИГСИ.
На пожертвования, которые люди оставляют смотрителям в роще Хетага, покупаются жертвенные животные. Также пекутся ритуальные пироги, всю еду смотрители освящают в роще, рассказал Таказов.
«Но, чаще всего, во время праздника люди приезжают в рощу Хетага со своей ритуальной пищей — с куском мяса или традиционными тремя осетинскими пирогами. У одного из многовековых деревьев люди возносят молитвы к Всевышнему и просят о мире, здоровье, о помощи в делах», — отметил Таказов.
«В Северной Осетии достаточно хорошо сохранились обряды»
Федар Таказов согласился с мнением Дзерассы Дзлиевой о том, что массовый ритуальный танец на территории рощи Хетага исполнять нельзя. Танец должен исполняться за пределами святилища, заметил Таказов.
«Сам симд является ритуальным, сакральным танцем. Поэтому, если его и танцевать, то надо это делать, как положено. Даже если участники хороводного танца знают, в какую сторону надо двигаться, то они должны организовать цепочку и замкнуть круг», — отметил Федар Таказов.
Заведующий отделом фольклора и литературы СОИГСИ подчеркнул, что День Хетага «имеет огромное значение для современных осетинов». «Во-первых, этот праздник объединяет все конфессии. Во-вторых, влияет на национальное самосознание», — сказал Федар Таказов. При этом он отметил, что для некоторых людей «праздник является поводом хорошо провести воскресный день или устроить пикник».
В Северной Осетии «достаточно хорошо сохранились обряды», так как «осетины являются консервативным народом», считает кандидат филологических наук, старший научный сотрудник СОИГСИ Диана Сокаева.
«Наиболее распространенными в республике праздниками являются Уасилла, Реком, Хоры бон, Фалвара, День Хетага и Джеоргуба. Есть еще масса других, локальных праздников, которые отмечают жители отдельных сел. Уасилла, Реком и Хоры бон являются неофициальными, но массовыми праздникам», — рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Диана Сокаева.
Среди зимних праздников в Северной Осетии наиболее популярными являются осетинский Новый год, «Цыппурс» (Рождество) и «Хайраджыты ахсав» («Ночь чертей»), сказала Сокаева. По словам эксперта, в республике «предпринималось много попыток составить единый список национальных праздников».
«Однако это список регулярно оспаривается. Это происходит потому, что у нас существуют локальные традиции, которые осетины соблюдают. Они верят не таблицам, а своим традициям, своему локальному календарю праздников», — заявила Диана Сокаева.
«Осетины отличаются специфическим жестким единобожием»
Помимо Дня Хетага, в официальный календарь праздников Северной Осетии включена неделя Уастырджи, или Джеоргуба, которая празднуется в последние дни ноября. Об этом корреспонденту «Кавказского узла» рассказал член Общественной палаты Северной Осетии, председатель республиканского отделения Российского военно-исторического общества Руслан Бзаров.
«Неделя Уастырджи посвящена тому же святому, что и День Хетага, — покровителю Алании по имени Уастырджи. Оба праздника приходятся на выходные дни, поэтому делать выходной из буднего дня властям нет необходимости», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Руслан Бзаров.
Неофициальные праздники являются «обычными календарными обрядовыми торжествами», продолжил ученый.
Вместе с тем осетины отличаются от прочих этнических кавказских групп «специфическим жестким единобожием», заметил Руслан Бзаров. По его мнению, это «привело к низкой конфликтности народа на почве религии».
«Осетины отмечают праздники дома, в большинстве случаев сприглашением соседей. С приглашением людей, с кем семья делит не только хлеб-соль, но и заботы, хлопоты. Некоторые праздники посвящены «специальным» покровителям, которые есть у сельчан — к примеру, праздник весенних всходов Реком или Саниба. Они так называются в честь святилищ, находящихся в горах Осетии», — рассказал Руслан Бзаров.
Также популярен праздник в честь святого Мкалгабра — в православии Святого архангела Михаила. Празднование распространено на юге и в центре Осетии, отметил Руслан Бзаров.
«Это праздник общенародный, отмечается в специальном месте, обычно просится благополучие», — сказал Бзаров.
«Официоз не выхолащивает народную основу осетинских праздников»
Вместе с тем Руслан Бзаров не согласен с мнением знатоков осетинского фольклора, утверждающих о том, что танец «симд» должен исполняться в ходе празднования Дня Хетага исключительно мужчинами.
«Это парный танец, а отдельных мужских либо женских танцев у осетинов почти нет. Есть, конечно, мужской танец с кинжалами. Но для его исполнения необходимо настолько высокий уровень хореографической подготовки, что современный человек его иметь банально не может. Есть женский ритуальный танец, но он исполняется достаточно взрослыми женщинами и в очень узкой, чисто женской ритуальной группе», — сказал Руслан Бзаров.
«То есть если вы услышите, что у осетин есть отдельные танцы — мужские или женские, то знайте — это продукт сценической хореографии. Народные танцы исключительно парные, число кавалеров и дам всегда одинаковое, участники танца всегда молоды», — сказал Бзаров.
В рамках празднования Дня Хетага властями организуются официальные мероприятия. При этом Бзаров подчеркнул, что «официоз не выхолащивает подлинное народное начало осетинских праздников». За последний год Северная Осетия «перенесла определенные политические потрясения», в свою очередь заметил кандидат исторических наук, политолог Институт социальных и политических исследований стран Черноморско-Каспийского региона Владимир Новиков.