Осетинский кинематограф редко привлекает чье-либо внимание, кроме соотечественников, и не считается новым Голливудом. Однако история осетинского кино содержит не одну интересную страницу. Так, первым осетинским фильмом, вышедшим на большом экране, стала картина «Осетинская легенда» 1966 года, снятая Азанбеком Джанаевым.
Картина о трагической истории любви молодого мужчины и юной девушки, которым не суждено было быть вместе, наполнена деталями повседневной жизни осетин XIX века, наглядно демонстрирует традиции и доходящую порой до жестокости строгость адатов. Главный герой Урусхан гибнет в бою за свою любимую, которую решился украсть, и зритель, как и советские кинокритики, неизбежно сравнивает историю молодой пары с трагедией Ромео и Джульетты.
Особенность первого осетинского фильма в том, что он полностью снят командой непрофессионалов, объединившихся из-за своей любви к кинематографу. Художник Джанаев, ставший режиссером фильма, был также и сценаристом, и оператором, и гримером. Среди исполнителей главных ролей нет ни одного профессионального актера – единственным артистом был наездник Ирбек Кантемиров из знаменитой династии Кантемировых, снявшийся в эпизодической роли.
Съемки фильма продолжались шесть лет. Энтузиасты работали на свои деньги, часто снимали по выходным, чтобы не терять рабочие места. Неоценимую помощь создателям фильма оказали жители ущелий, в которых проходили съемки. Фильм был долгожданным и по праву стал любимым у зрителей Советской Осетии, хоть и незаслуженно забыт современным зрителем.
Вскоре после премьеры «Осетинской легенды» начала работу Северо-Осетинская студия телевизионных фильмов. Студия стала одной из крупнейших на Северном Кавказе. За годы существования в ее стенах были созданы десятки документальных и художественных картин. Первым среди них стал фильм «Возвращение Коста», вышедший в 1967 году и получивший награду Всесоюзного кинофестиваля – крупнейшего кинофестиваля Советского Союза.
Среди имен, вошедших в историю осетинского кинематографа, много представителей разных национальностей. Наравне с осетинами И. Бурнацевым, Б. Дзбоевым, М. Темираевым у истоков стояли Ю. Чурюкин, Ю. Мерденов, М. Немысский и другие режиссеры.
Северо-Осетинская телестудия была заморожена еще в годы перестройки, однако осетинские мастера кино продолжали творить. В 90-е годы прошлого века были сняты фильмы, особенно полюбившиеся молодому поколению: «Хохаг» («Горец») и «Фарн» Мурата Джуссойты.
Обе картины затрагивают философские темы: честность, долг, семья, поиск предназначения. Это общий лейтмотив работ осетинского режиссера: вряд ли кто сможет назвать его фильмы, полные драмы и напряжения, легкими для просмотра.
Легкая динамика современных приключенческих фильмов несвойственна Джуссойты, и это еще раз подтвердилось в 2016 году, когда на экраны вышел его фильм «Рудник».
Премьерные показы прошли в Цхинвале, Владикавказе и Москве, и каждый раз при полном аншлаге. Верный своему стилю, режиссер показал зрителю сложности жизни в горах и строгость осетинских обычаев в срезе трагической истории одной семьи.
В 2017 году в Южной Осетии была создана киностудия AllonFilm под руководством Григория Мамиева и на базе небольшой творческой группы, на счету которой на момент создания киностудии уже было несколько документальных фильмов – «IRON VANDEE», «Гришик» и «Семь черкесок», рассказывающих о важных страницах истории Осетии.
В состав творческой группы, помимо Мамиева, входили сценарист Юлия Бестаева, помощник режиссера Сергей Цховребов, оператор-монтажер Михаил Хасиев.
С момента создания киностудия выпустила еще несколько документальных и полудокументальных картин, среди них – «Горы свидетели», снятый к столетию геноцида осетинского народа, вышедший в 2020 году.
А из последних осетинских фильмов, наибольшее внимание привлекла кинокартина «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Выпускница студии Александра Сокурова сняла картину на осетинском языке о юной девушке Аде, живущей в городке Мизур с консервативным отцом и мечтающей вырваться из-под опеки семьи. Фильм получил Гран-при конкурса авторского кино «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 2021 года, где и состоялась его мировая премьера. Более того, он стал кандидатом от России в номинанты на премию «Оскар-2022» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Государственная киностудия и широкая поддержка студий – идеальный способ рассказать миру об Осетии языком, понятным каждому, языком кино.