История, культура

Гимн Северной Осетии

Гимн Южной Осетии

Осетины (самоназвание — ирон, дигорон), народ в Российской Федерации (514,8 тыс. человек (2002 г.), основная часть населения Северной Осетии) и Грузии — один из древнейших народов Кавказа.

осет1

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ираноязычными народами — скифами, сарматами и особенно аланами (в I веке н.э.). осет8В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы — в грузинских и ясы, сони в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинскойнародности.

осет10

Язык осетинский, относится к иранской группе индоевропейской семьи. Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. В 40-е гг. XIX в. русским филологом и этнографом А.М.Шегреном составлена осетинская грамматика — осетинский практический алфавит на русской основе.

Верующие — православные, есть мусульмане. Большинство осетин исповедует православие, проникшее в VI-VII веках из Византии, позже из Грузии, с XVIII века из России. Меньшинство — ислам (воспринятый в XVII — XVIII веках от кабардинцев); сохранились языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.

осет2

Уже с 40-х гг. XVIII в. складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана «Осетинская духовная комиссия». Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749 -1752 годы), способствовали переселению осетин в Моздок и моздокские степи. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 году Осетия вошла в состав России. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце XVIII-XIX веках началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.

осет3

После 1917 года происходит массовое переселение осетин на равнину. 20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская Автономная Область в составе Грузинской ССР, в 1924 году — Северо-Осетинская Автономная Область, которая 5 декабря 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 году Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Северная Осетия.

Традиционным у осетин является занятие сельским хозяйством. Существует богатая национальная кухня.

Праздник -Джеоргуыба один из главных праздников осетинов. Все вместе отмечают осетины Челнов этот прекрасный праздник. На родине его празднуют глубокой осенью, когда собран хлеб и отары пригнаны с горных пастбищ. В этот день осетины обязательно приносят в жертву тельца или барана. По традиции к праздничному столу приглашают всех знакомых и друзей. В ДДН «Родник» поздравить осетин приходят представители и других национальных общин, гостям здесь всегда рады.

 Чёрными днями для всей общины стали события в Южной Осетии в августе 2008 года.

В первый же день, когда в Цхинвале стали погибать мирные жители, осетины из Набережных Челнов повесили траурную ленту на флаге Осетии, установленном в комнате национально-культурной автономии. На второй день они бросили клич о помощи пострадавшим. Сказать, что челнинцы откликнулись — ничего не сказать. Двери осетинской НКА не закрывались ни на минуту: люди несли одеяла, подушки, одежду, игрушки. Буквально засчитанные дни кабинет превратился в склад гуманитарной помощи.

Как только началась война, сразу собрались представители всех национально-культурных автономий Набережных Челнов и решили собирать гуманитарную помощь для пострадавших в Южной Осетии. Составили текст объявления: «Поможем Южной Осетии! Обращаться в осетинскую общину Дома дружбы народов «Родник»», опубликовали объявление в газетах, а листовки раздавали в офисах и учреждениях. И вот результат — собрали адресную помощь на целую машину. За её рулём был также осетин, член общины, опытный водитель, быстро доставивший груз в Осетию.

Прошло 40 дней после обстрела Цхинвала. Все эти дни в Южной Осетии был траур. Осетины Набережных Челнов также не надевали праздничных национальных нарядов, не пели, не танцевали, забыли о развлечениях. 19сентября накрыли в общине поминальный стол. Как выяснилось, у осетин, живущих в Набережных Челнах, никто из родных и близких не пострадал. Но ведь горе народа — это горе каждого его представителя…